Все проще, класс вязкости масла определяется при температуре ровно 100 градусов Цельсия.
А в реальном моторе:
Зимой масло может не прогреваться выше 80-90 град.
Летом - может переваливать за 130 град. При такой температуре, масло SAE 30- будет более жидким, чем масло SAE 20 зимой.
А летом у нас действительно жарковато.
PS но не могу не заметить, что многие переоценивают значение вязкости масла для здоровья мотора, это конечно далеко не последний параметр, но я думаю, что качество масла важнее, ну и своевременная замена.
Есть масла, 5W30 и 0W20, первое гуще второго при одинаковой температуре, допустим уличной. Далее заводим двигатель и прогреваем до рабочей температуры +80-90, Принимаем температуру за константу. Первое масло с нагреванием разжижается до определенного уровня, и остается таким все время работы двигателя. Разжижается ли второе масло до уровня первого масла, или оно в связи с более низким начальным уровнем вязкости, разжижается до более жидкого? Т.е. при одинаковой рабочей температуре, масла 5W30 и 0W20 имеют одинаковую вязкость? Как мы знаем на то и существует градации масел по вязкости, потому-то они и имею разную маркировку. Достигается это разными загущающими присадками которые вводятся в основу. Так например, масла относящиеся к классу "20" должны иметь высокотемпературную вязкость в пределах 5,6-9,3 мм2\с, а к классу "30" - 9,3-12,6 мм2\с при 100С. Это требования классификации SAE. Другое дело, что температура масла зачастую это не температура двигателя которую мы видим на приборе, есть мнение, что она колеблется на прогретом двигателе в зависимости от условий эксплуатации от 100 до 150С и здесь уже различия в вязкости меньше и требования того же SAE для 150С уже более скромны в минимальных значениях для "20" = 2,6, для "30" = 2,9. Так что нет, вязкость разная. Разжижается ли второе масло до уровня первого масла, или оно в связи с более низким начальным уровнем вязкости, разжижается до более жидкого? Т.е. при одинаковой рабочей температуре, масла 5W30 и 0W20 имеют одинаковую вязкость?
В обозначении масел по SAE первая цифра указывает на вязкость при отрицательной температуре 0-40 С. А вот вторая цифра как раз показывает вязкость масла при рабочей температуре. Поэтому для горячего двигателя надо ориентироваться именно на вторую цифру. Т.к. с начальным индексом "0" есть масла и 0W20, и 0W30, и 0W40. Для системы VVTi нашего двигателя более жидкое масло предпочтительно, т.к. управление фазами газораспределения (а фактически опережением или запаздыванием распредвалов относительно приводной цепи) управляют два механизма VVTi (по одному на каждый распредвал). Управление гидравлическое (маслом). И чем меньше вязкость жидкости, тем система менее инертна, следовательно большая скорость срабатывания и т.д. Конечно, для деталей кривошипно-шатунного механизма предпочтительнее масло с большей вязкостью. Поэтому тут присутствует компромисс. Теоретически 5W20 и 0W20, при рабочей температуре двигателя, будут иметь одинаковую вязкость, а 5W20 и 5W30, при рабочей температуре двигателя, будут иметь разную вязкость. А практически не обязательно, но оба в пределах 5,6-9,3 мм2\с, если выше и в пределах 9,3-12,6 мм2\с то это уже "30". То есть для системы VVTi нашего двигателя более жидкое масло предпочтительно, т.к. управление фазами газораспределения (а фактически опережением или запаздыванием распредвалов относительно приводной цепи) управляют два механизма VVTi (по одному на каждый распредвал). Управление гидравлическое (маслом). Что тут очевидно, так это то что при одной и той же рабочей температуре двигателя вязкость того и другого масла будет различаться, но не намного. На самом деле вся проблема в том, что нашим моторам какое только масло не рекомендует мануал. В масляной системе есть такой нюанс, что более вязкое масло при тех же протоках (зазорах в трущихся парах) нагревается сильнее тем самым разжижаясь и стремиться иметь какую-то расчётную для двигателя вязкость. Так что возможно реальная рабочая вязкость этих двух масел находиться очень близко друг к другу, только одно нагрето чуть больше другое чуть меньше. И вот тут уже чаще вступают в работу присадки которые наверное имеют какой-то ресурс загущать основу и общий ресурс масла от этого не увеличивается. Так что правильнее всего то, что прописано и самое главное масло должно быть как это не банально "настоящим". Плохо, что в этот вопрос, неоднократно обсуждаемый, сама Тойота не может внести ясность. Даже на официальные вопросы какие-то уклончивые ответы. А всего и надо-то ответить, что с завода идёт масло такой-то вязкости, ведь так? Посмотрите на сервис ОД, там же целый модельный ряд обслуживается и старые и новые авто, а предлагается три типа масла, причём "20" с оговоркой для тех двигателей, которым оно рекомендовано, т.е. нам. Так что опасаться нечего. Я для себя сделал такой вывод, что использовать выше "20" не буду. Поинтересовался как то у официалов по поводу "20", ответ такой что ну как то не принято в нашем климате использовать такое масло, это Японцы как бы под себя разработали. Говорю, что у них там холоднее что ли? Ответ - Да. Развивать теорию о том, что температура рабочая в моторе что в Украине, что в Японии одинаковая не стал.
п.с. И зимой и летом рабочая температура двигателя одинакова, так что не пишите глупости!